совместная работа
ГТЛКНа главную
Профессиональная команда — основа успешной работы
Как в непростых условиях снижения темпов роста мировой экономики оставаться мощной экономической единицей на внутренней и международной арене? Какие существуют приоритеты в сфере транспортной отрасли, инфраструктурного строительства, которые сегодня являются драйверами российской экономики? Какова роль инструментов лизинга в решении ключевых задач по реализации национальных проектов? На эти и другие вопросы РБК ответил Сергей Храмагин, генеральный директор ПАО «Государственная транспортная лизинговая компания» (ГТЛК).
— Сергей Николаевич, ГТЛК — крупнейшая лизинговая компания в России, предоставляющая в лизинг воздушные суда, железнодорожный, водный и автомобильный транспорт. Расскажите, какие основные тренды сегодня формирует направление развития лизинга.
— Сегодня мы всей страной решаем стратегические задачи развития экономики, реализуем национальные проекты, проходим новую волну модернизации инфраструктуры народного хозяйства России. И успех здесь во многом определяется наличием современной материально-технической базы.
Лизинг техники является основным профильным направлением деятельности ГТЛК. Это наиболее удобная форма финансово-хозяйственных отношений, когда предприятия могут получить и начать использовать дорогостоящие технические средства, приступить к выполнению своих задач в короткие сроки без дополнительных затрат. Поэтому лизинг развивается, его доля в ВВП страны увеличивается, в том числе за счет роста секторов, о которых вы говорите: дорожно-строительная отрасль, авиация, водный, железнодорожный и автомобильный транспорт.
— За первое полугодие 2019 года лизинговый портфель ГТЛК превысил 1 трлн рублей, увеличившись за девять месяцев на 15%, а прибыль за этот период составила 2,6 млрд рублей. За счет чего достигнут такой рост?
— Факторов много. Но один из главных — это, безусловно, человеческий, интеллектуальный ресурс, профессиональная команда. ГТЛК — это финансовая компания, у которой нет ни станков, ни нефтяных вышек, ни труб, ни материального производства. Наш главный актив — компетентная и сплоченная команда. Люди, прошедшие разные жизненные пути, разного возраста, от опытных ветеранов, побывавших в горячих точках, до креативной молодежи. Но все без исключения имеют прекрасный уровень профессиональной подготовки, 96% наших сотрудников — люди с высшим образованием. Синергия молодежного энтузиазма, зрелости и опыта позволяет ГТЛК решать задачи любой степени сложности. Достигнутые финансовые показатели — это прежде всего результат работы наших сотрудников, каждому из которых по отдельности и всем вместе я очень благодарен.
Важно, что для сотрудников нашей компании мы стараемся создавать комфортный климат вне зависимости от занимаемой должности, от топ-менеджеров до рядовых специалистов. Недавно мы исследовали отношение коллектива к бренду ГТЛК. Выяснили, что у большинства сотрудников компания ассоциируется с героями русских сказок, богами из древнегреческих мифов и фантастическими персонажами: Ильей Муромцем, Гефестом, Бэтменом, Оптимусом Праймом. Вроде бы забавный факт, но он очень хорошо характеризует образ компании и проекты, которые она реализует, где для решения задач зачастую требуются сказочная смелость, суперсила и олимпийская уверенность в успехе.
Главное, что своей работой мы заслужили доверие на рынке и в обществе, а для финансовой отрасли это один из определяющих факторов успеха. Нам доверяет наш акционер — Правительство Российской Федерации, которое выделяет нам средства на реализацию государственных программ. Нам доверяет рынок: клиенты, банки-партнеры, инвесторы, которые покупают наши облигации. В 2019 году были повышены кредитные рейтинги компании от всех трех мировых рейтинговых агентств. На каждый бюджетный рубль девять рублей мы привлекаем у частных инвесторов. В их число входят российские и мировые финансовые институты, которые верят в бизнес-модель ГТЛК и в программы, которые мы реализуем.
Общий объем инвестиций ГТЛК в транспортную отрасль составляет около 900 млрд рублей, в том числе более 120 млрд рублей, которые мы инвестировали с начала года.
— С какими результатами вы планируете завершить текущий год?
— Как уже говорилось, за первое полугодие наша прибыль составила 2,6 млрд рублей, увеличившись по отношению к соответствующему показателю 2018 года почти в 6 раз. Доход от основной деятельности за такой же период увеличился в 1,6 раза и превысил 5,8 млрд рублей. Активы компании выросли за год на 175 млрд рублей и составляют 597,2 млрд рублей. Портфель по итогам трех кварталов 2019 года превысил 1 трлн рублей, это плюс 15,4% к прошлому году. В 2019 году ГТЛК сохраняет за собой лидерство на рынке лизинга России и занимает долю в 22%.
А по итогам года ожидается существенно больший прирост. Портфель значительно превысит триллион рублей. Сейчас он растет во всех сегментах: мы заключаем крупные сделки по лизингу железнодорожного и воздушного транспорта. Важный драйвер — водный транспорт, где мы разработали целую программу и успешно ее реализуем. 44 судна уже предоставлены в лизинг нашим клиентам, а всего на российских верфях мы заказали почти 90 судов.
Очень важная составляющая — государственное участие. Напомню, 100% акций ГТЛК принадлежат Правительству России в лице Министерства транспорта РФ. У нас мощный состав совета директоров, который уже второй год возглавляет заместитель председателя Правительства РФ Максим Акимов. В совет директоров также входят первый заместитель Министра транспорта РФ Иннокентий Алафинов, заместитель Министра промышленности и торговли РФ, курирующий авиацию, Олег Бочаров, гендиректор компании «Вертолеты России» Андрей Богинский, а также независимые директора: председатель совета директоров Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи Юрий Медведев, советник президента по гражданской авиации Объединенной авиастроительной корпорации Валерий Окулов, начальник департамента бизнес-консультирования Аналитического центра при Правительстве РФ Любовь Нисенбойм. Такой колоссальный потенциал участников мы направляем на изучение государственных программ, очень серьезно и глубоко обсуждаем свое участие в них, после чего формулируем обоснованные предложения о докапитализации ГТЛК. Общий объем инвестиций федерального бюджета в капитал ГТЛК сейчас — 89 млрд рублей. До конца года мы планируем получить еще 13,6 млрд рублей.
Добиться этого было очень непросто. ГТЛК — не классический государственный институт развития, которому могут сразу «назначить» высокий рейтинг. Мы двигались к признанию постепенно, но безостановочно. Начинали как небольшая компания, созданная для развития гражданской авиации. В 2009–2010 годах по инициативе Игоря Евгеньевича Левитина, который тогда возглавлял Минтранс РФ и которого мы называем отцом-основателем, в уставный капитал ГТЛК были внесены первые государственные 10 млрд рублей. Затем компания начала заниматься дорожно-строительной техникой. С тех пор шаг за шагом ГТЛК растет. При этом первостепенное внимание мы уделяем качеству нашего портфеля и высокому уровню надежности.
— Вы в числе прочего сказали об интересе инвесторов к ГТЛК. У вас недавно состоялось размещение еврооблигаций объемом $550 млн на бирже в Ирландии. Насколько успешно?
— Да, это уже четвертое размещение в нашей истории. И второе в этом году: еще одну эмиссию на $500 млн мы провели в апреле. В целом у ГТЛК сейчас в обороте еврооблигаций на $2,05 млрд. Последнее размещение было для нас рекордным и по объему, и по ставке. Мы получили исторически минимальную ставку купона 4,949% — почти на 1% лучше, чем в апреле. Был зафиксирован большой интерес со стороны иностранных инвесторов: они приобрели около 65% объема выпуска. Особенно хотелось бы отметить, что в этой доле 20% пришлось на офшорных инвесторов из США, 9% — на инвесторов из Азии и стран Ближнего Востока — регионов присутствия ГТЛК. Доля российских инвесторов в размещении составила 35%.
Здесь нужно поблагодарить организаторов — банки ВТБ Капитал, Газпромбанк, J.P. Morgan и инвестиционную компанию «Ренессанс Капитал», которая также выступает нашим рейтинговым консультантом. А также периодически подключавшихся к работе Совкомбанк, «Сосьете Женераль» и др.
Подчеркну, что мы пока единственная российская лизинговая компания, которая привлекает деньги на внешних рынках. Чтобы выйти на публичный рынок, нужны понятные активы, гарантии от государства. Эмиссию предваряла достаточно тяжелая работа, прежде всего связанная с рейтинговыми агентствами, с аудитом. Нужно быть очень прозрачной и открытой компанией, чтобы привлечь внимание потенциальных инвесторов. Помимо этого, мы стабильно публикуем свою отчетность. Встречаемся с инвесторами в разных форматах, на роуд-шоу, на международных форумах и выставках, приглашаем их в Россию, ездим на различные мероприятия за границей, рассказываем, чем мы занимаемся, как живем. Всё это подкрепляет то доверие, о котором я говорил. Его очень трудно завоевать и нужно постоянно поддерживать на высоте. К счастью, сейчас мы похожи на студента-отличника, который перестал работать на зачетку, и уже зачетка с хорошими оценками работает на него. Мы достигли достойного уровня, но ни в коем случае не собираемся останавливаться и почивать на лаврах. У нас большие планы на новые рынки.
Также хотел бы подчеркнуть, что, помимо заимствования на долговом рынке, ГТЛК активно использует и другие источники финансирования в иностранной валюте. Примером могут служить сделки по рефинансированию части нашего авиационного портфеля, которые мы провели с привлечением таких финансовых институтов, как PK AirFinance и CCB.
— Привлечение средств на международных рынках капитала для вас чем-то отличается от соответствующих процедур на внутреннем рынке?
— В принципе, подходы на внутреннем и международном рынках стратегически одинаковые. Как я уже отмечал, главные условия — публичность, правильная отчетность, прозрачность, четко выстроенная структура управления, грамотное отношение к рискам. Отличие в том, что на внешнем рынке сложнее доказать, что российская компания готова выполнять свои обязательства. Для этого нужно каким-то образом быть представленным на мировой арене.
С этой целью, а также для продвижения на международные рынки российских гражданских вертолетов и самолетов мы уже несколько лет целенаправленно формируем международную лизинговую платформу GTLK Global Business, которая базируется на трех подразделениях: GTLK Europe в Дублине, GTLK Asia в Гонконге и GTLK Middle East на Ближнем Востоке. За девять месяцев 2019 года GTLK Global заключила договоров лизинга более чем на $1,0 млрд.
Можно сказать, что жемчужиной в этой короне является GTLK Europe, которая успешно работает на протяжении уже семи лет. Ее активы — более $3 млрд. У нас там трудятся 25 сотрудников. То есть нас в мире знают в том числе по этой компании, которая прозрачна, у нее европейская отчетность, понятная структура бизнеса. У нашей европейской «дочки» очень солидные клиенты. Это и британская авиакомпания EasyJet, и SunExpress (совместный проект Lufthansa и Turkish Airlines), и Royal Jordanian. Замечу, что некоторые из этих партнеров в свое время попили нам много крови на предмет соответствия их стандартам. Но в итоге мы полностью удовлетворили предъявленные требования. Сейчас также работаем с рядом ближневосточных и азиатских авиакомпаний.
У нас есть очень хорошие сделки в сфере водного транспорта — шиппинга. Мы гордимся нашим совместным проектом с крупнейшей норвежской компанией Havila Shipping, которой мы уже поставили в лизинг два круизных парома. Причем под гарантии норвежского министерства транспорта. То есть мы получили государственную гарантию Норвегии на бизнес, который мы финансируем. Это очень важная и знаковая для нас история, поскольку фактически мы стали первой российской лизинговой компанией, получившей гарантии другой страны. Красноречивый факт, свидетельствующий об уровне нашей репутации на международном рынке. В этом году мы также поставили два новых сухогруза ледового класса международному оператору Golden Ocean.
— А как строится инвестиционная стратегия ГТЛК?
— Этот вопрос очень глубоко прорабатывается нашим менеджментом совместно с акционером — Правительством РФ. Реализация стратегии ведется в рамках нашей долгосрочной программы развития (ДПР). Предыдущую мы закончили в прошлом году. Успешно, с превышением по многим показателям.
Сейчас мы подготовили аналогичный документ на период до 2024 года, который в настоящее время проходит стадию рассмотрения в Правительстве РФ. Основные направления связаны с национальными проектами. Прежде всего это нацпроект «Безопасные и качественные автомобильные дороги» (БКАД). Если раньше мы по этому профилю занимались в основном дорожной техникой, то теперь в сферу нашей деятельности войдут и автобусы. Помимо БКАД, ГТЛК задействована в реализации нацпроекта «Цифровая экономика», а также Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры. В перспективе мы видим участие ГТЛК в нацпроектах «Экология» и «Международная кооперация и экспорт».
Реализация ДПР позволит привлечь в 2019–2024 годах 404 млрд рублей внебюджетных инвестиций в транспортную отрасль, обеспечит долгосрочными заказами отечественные предприятия реального сектора экономики и поможет добиться прироста инвестиций в основной капитал в транспортной отрасли на уровне 26%. По базовому сценарию ГТЛК через пять лет достигнет лизингового портфеля в 1,7 трлн рублей, по оптимистичному — уже в 2021 году лизинговый портфель может превысить 2 трлн рублей. Посмотрим, какой из них окажется ближе к реальности.
— Цифровизация. Насколько вообще эта тема актуальна для компании, какие технологии вы используете в своей деятельности?
— В рамках нацпроекта «Цифровая экономика» государство выделяет ГТЛК средства федерального бюджета в размере 3 млрд рублей для приобретения высокотехнологичного оборудования в лизинг. Это новое для нас направление, работу в котором мы расцениваем не как разовую акцию — с целью отдать дань рыночному тренду всеобщей цифровизации. Мы планируем заниматься этой темой глубоко и серьезно. Причем как в отношении оцифровки внутренних процессов, так и в плане взаимодействия с внешним миром.
Внутри компании мы уже достаточно много в этом плане сделали: перевели часть документооборота в «цифру», используем технологии электронного взаимодействия при проведении лизинговых советов и советов директоров. Но вынужден признать, что тут ситуация далека от совершенства: еще очень много бумаги на столе, часто приходится ставить личные подписи, далеко не все бизнес-процессы оцифрованы. Перед нами большой фронт работы, но, как говорится, нет предела совершенству.
Еще одно направление — это решение масштабных задач по переходу на цифровые платформы для всей страны. Для этого, естественно, тоже необходимо много оборудования и программного обеспечения, прежде всего российского. В этой области нам нужно дать импульс для развития, начать этот процесс, пока еще на рынок не пришли сильные игроки-конкуренты, успеть подготовить и апробировать льготные программы. Как, к примеру, было несколько лет назад с дорожной техникой.
Наши принципы в сфере цифровизации не будут отличаться от того, что мы делаем в других направлениях. Базовый подход — на каждый рубль государственных денег мы привлекаем в разы больше частных денег, средств отечественных и зарубежных инвесторов. Задачи стоят очень масштабные, но мы в эту историю верим. Мы создали специализированную дирекцию по управлению цифровыми активами, назначили нового заместителя генерального директора, который полностью погружен в эту тему. И сейчас мы формируем очень мощную команду, в которую стараемся привлечь самых лучших специалистов и партнеров.
— В сфере цифровизации ГТЛК сейчас сотрудничает с Российской венчурной компанией (РВК). К примеру, вы совместно занимаетесь темой «умного» транспорта. Расскажите, в чём смысл такого союза. При том что интеллектуальные системы на общественном транспорте уже внедряются и успешно работают.
— Так только кажется, что всё уже работает. Но всегда остается потенциал для развития и усовершенствования. Например, достаточно посмотреть на то, что происходит с мобильными гаджетами: какими они были десять лет назад и какие сейчас. А что будет еще через десятилетие, и представить трудно. Мы готовы поддерживать как цифровые, так и наукоемкие технические проекты, в том числе новые материалы, датчики, сенсоры, контроллеры, без которых невозможен полноценный переход к «умному» транспорту.
Мы четко понимаем, что нужно принимать деятельное участие в развитии технологий, чтобы не отстать от времени с катастрофическими последствиями. ГТЛК — это инструмент развития транспортной отрасли, а развитие невозможно без инноваций. Поэтому мы очень рады партнерству с РВК. ГТЛК остается верна одному из базовых принципов: работать с лидерами своих направлений на рынке. РВК — действительно очень мощная компания с очень профессиональной командой. У них есть эксклюзивные наработки, как отбирать проекты, как в них входить. У нас такого опыта гораздо меньше.
Мы сейчас совместно создаем комплексную систему финансирования инновационной деятельности в транспортной отрасли. Она базируется на двух элементах: это корпоративный акселератор для инновационных проектов в транспортной области и специальный венчурный фонд. Акселератор уже запущен, сама акселерационная программа будет проходить с начала апреля по начало июля 2020 года. К лету будущего года будут готовы первые проекты. Раскрывать все карты сейчас не могу, но обещаю, что они будут очень интересными. Что касается фонда, то соглашение относительно него будет подписано с РВК на «Транспортной неделе», которая пройдет с 16 по 21 ноября. Развитие технологий немыслимо без инвестиций.
— Говоря об инвестиционной стратегии, вы упомянули участие в нацпроекте «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Какая роль у ГТЛК?
— БКАД — это второй нацпроект, помимо «Цифровой экономики», к реализации которого компания подключилась в этом году. Сейчас в правительстве обсуждается предложение о предоставлении субсидий ГТЛК в объеме 20 млрд рублей, которое мы подготовили совместно с Минтрансом РФ.
Основная задача — это поставки в лизинг современных автобусов, троллейбусов, трамваев в российские регионы в течение пяти лет. Приоритет отдается использованию транспорта на газомоторном топливе. А у ГТЛК самый большой парк газомоторной техники в стране.
Да, Москва, Санкт-Петербург, отдельные города-миллионники могут позволить себе приобрести необходимые транспортные средства. Но далеко не все субъекты РФ обладают соответствующими финансовыми возможностями. Поэтому мы разработали программу, которая создает очень выгодные условия для регионов-участников, когда стоимость транспортного средства снижается на 60% за счет государственной субсидии ГТЛК.
Сложность заключается в том, что задачи, поставленные в этом документе, могут решаться только комплексно. Чтобы получить заявленные средства и пассажирский транспорт, нужно, чтобы выполнялись все программы в рамках БКАД. Это организация маршрутов, поддержание дорожной сети и много всего еще. Мы всё время держим руку на пульсе, очень плотно взаимодействуем с Минтрансом. Нужно понимать, что перед всеми нами стоит общая задача: создать такие условия, чтобы по дорогам и улицам российских городов люди имели возможность безопасно и удобно передвигаться как на машинах, так и пешком, чтобы общественный транспорт развивался.
— А если говорить в целом о транспортной системе России, как она должна развиваться, как вы считаете? Для того чтобы использовать все преимущества — транзитные, географические, — каким вообще должен быть транспорт будущего?
— Большая страна, большая территория — это, конечно, благо. Но это и вызов. И речь не только о транзите грузов. Есть еще и задачи транспортного обеспечения россиян, живущих в разных регионах, туристов, которые приезжают в нашу страну, чтобы они могли комфортно, быстро и безопасно перемещаться, в том числе на большие расстояния. Деятельность ГТЛК всегда прямо или косвенно способствовала повышению уровня экономической связанности территории и развитию транзитного потенциала России. Наши программы направлены на расширение и модернизацию почти всех видов транспортной инфраструктуры: авиационной, железнодорожной, водной (река — море) и автомобильной.
В операционной деятельности ГТЛК можно выделить два основных направления. Первое — это обеспечение внутренних каналов пассажирского передвижения. На это ориентированы наши программы, связанные с речным транспортом, железными дорогами, в том числе электричками, общественным транспортом, авиацией. Наши вертолеты и самолеты (Л-410, SSJ100 и др.) обеспечивают перевозки в труднодоступных местах России. Совместно с «Вертолетами России» и Министерством здравоохранения РФ была разработана программа санитарной авиации. На вертолетах, принадлежащих ГТЛК, в 2018 году было совершено 3,5 тысячи вылетов, благодаря чему своевременную медицинскую помощь получили почти 4 тысячи человек.
Второе направление связано с транзитом грузов. Это та сфера, потенциал которой наша страна должна использовать с максимальной эффективностью. Наш вклад — это развитие инновационного грузового транспорта, а также помощь в содержании дорожно-транспортной инфраструктуры. В частности, ГТЛК предоставляет в лизинг вагоны повышенной грузоподъемности. За счет эксплуатации парка инновационных вагонов ГТЛК нагрузка на железнодорожную сеть снижается на 3,8 млн тонн в год. Реализация программ компании в сфере водного транспорта и поставки дноуглубительного флота будут способствовать увеличению пропускной способности и нормативному содержанию внутренних водных путей. Строительство угольного терминала «Лавна», который является нашим проектом, обеспечит прирост производственной мощности российских морских портов на 18 млн тонн в год. С использованием техники ГТЛК содержится и ремонтируется почти 13 тысяч км российских дорог. Для сравнения, протяженность территории России с запада на восток (от Калининграда до Чукотки) — около 10 тысяч км.
Отвечая на ваш заключительный вопрос о том, каким будет транспорт будущего, скажу так. Как финансист и транспортник я считаю, что он должен быть доступным и экономически эффективным. Как житель нашей планеты я скажу, что транспорт будущего — это экологичный транспорт.
Читайте также