совместная работа
ГТЛКНа главную
Лизинг в «цифре»
Как происходит цифровизация в ГТЛК
Бюджет национальной программы «Цифровая экономика» в 2019-2014 гг. составит 2,16 трлн руб. В рамках ее реализации внедрением автоматизации активно занимаются не только производственные предприятия и транспортные компании, но и представители финансового сектора, к которому относится лизинг.
IT-технологии позволяют лизинговым компаниям в режиме реального времени отслеживать состояние воздушных и водных судов, мониторить передвижение тысяч вагонов, управлять проектными рисками, автоматически формировать отчеты и многое другое. С помощью цифровизации усиливается контроль над активами, снижаются затраты на их мониторинг, повышается уровень клиентоориентированности бизнеса. Рассмотрим, как это выглядит на примере Государственной транспортной лизинговой компании (ГТЛК).
В 2018 году компания выделила на разработку и внедрение информационных систем более 200 млн рублей, а в 2019 году планирует потратить на «апгрейд» бизнес-процессов еще порядка 500 млн рублей. ГТЛК внедряет новые технологии и в зоне ответственности бэк-офиса, и непосредственно в процесс работы с клиентами и производителями транспорта.
Внутренние процессы станут прозрачнее
Лизинговый бизнес во многом связана с движением информационных потоков, и цифровизация в отрасли в основном сосредоточена на автоматизации бизнес-процессов. Так, ГТЛК уже запущен пилотный проект по реинжинирингу бизнес-процессов на примере управления государственной программой по развитию лизинга самолетов SSJ100.
В качестве пилотного проекта мы внедряем решение, которое позволит получать достоверную информацию по каждому этапу реализации госпрограммы. Разложив весь процесс на мельчайшие функции, мы декомпозировали и оцифровали KPI всех составляющих. Это позволило спроектировать процесс программы развития лизинга SSJ100 управляемым в любой момент времени. В дальнейшем мы планируем применить такой подход и к другим программам компании.
Андрей Заиченко, директор дирекции по информационным технологиям ГТЛК
Сейчас ГТЛК внедряет сразу несколько проектов по цифровизации бэк-офиса. Так, в 2018 году началась разработка системы по управлению лизинговой деятельностью на базе «1С: Управление холдингом». В единой системе будут отражаться все требования и обязательства компании в режиме реального времени: основные лизинговые сделки, сопутствующий договор, например, по страхованию и закупкам, а также данные по кредитованию, облигациям и другим видам привлечения средств. Это позволит снизить операционные риски, которые раньше могли возникнуть из-за несвоевременного предоставления информации либо ее искажения. Проект планируется завершить к лету 2019 года.
Другая новая информационная система будет направлена на управление ликвидностью ГТЛК. С ее внедрением компания сможет делать прогнозы, строить модели «что если», в том числе и на большой период времени с учетом прошлых и текущих сделок. Такие возможности особенно важны для ГТЛК, поскольку лизинговые сделки могут заключаться на период до 20 лет, и необходимо понимать влияние каждого актива или пассива на долгосрочную ликвидность компании.
Кроме того, информационные системы внедряются в процессы бюджетирования ГТЛК, а с 2019 года компания начнет автоматически формировать отчеты по МСФО, что повысит степень открытости данных.
Авиастатистика поможет в планировании
Поскольку самолеты, вертолеты, суда и вагоны, переданные в лизинг, работают на всей территории России и при этом постоянно передвигаются, отслеживать их техническое состояние и местоположение аналоговыми методами сложно и затратно. Именно поэтому необходима автоматизация управления активами в части воздушного, железнодорожного и водного транспорта.
В ГТЛК автоматизация системы мониторинга авиапарка на основе платформы компании Connected Aircraft Enterprise (CAE) обеспечит прозрачность, достоверность, доступность информации о каждом из активов ГТЛК. Первый пилотный проект запущен в отношении самолетов SSJ100.
SSJ100 укомплектован специальными модулями, которые позволяют дистанционно считывать информацию о состоянии воздушного судна. Основные параметры будут передаваться в нашу систему, и путем построения математических моделей мы получим данные по местоположению самолета, его техническому состоянию, а также сможем отслеживать статус по лизинговым платежам. Данные считываются с помощью специального приложения, которое устанавливается на смартфон или планшет обслуживающего персонала авиакомпании. Передача информации может быть также автоматической — когда воздушное судно при посадке проходит через контрольные базовые станции.
Антон Королёв, заместитель генерального директора по авиации ГТЛК
Лизингополучатели получат бесплатный доступ к программному обеспечению ГТЛК. С помощью информационной системы они смогут планировать техобслуживание и взаимодействие с поставщиками запчастей, определять текущую и будущую остаточную стоимость воздушных судов, рассчитывать технические резервы, собирать и анализировать статистику полетов и коммерческой загрузки бортов и так далее.
К автоматической системе мониторинга собирается подключиться и производитель SSJ100 — компания «Гражданские самолеты Сухого» (ГСС). На данный момент у компании нет многофакторного сбора данных, и статистики по эксплуатации самолетов достаточно мало. Внедрение информационной системы позволит производителю не только находить и устранять возможные «узкие места», но и делать прогнозные планы по загрузке собственных мощностей и загрузке подрядчиков. Таким образом, от внедрения системы выгоду получат все: и производитель, и лизинговая компания, и ее клиенты.
Аналогичную информационную систему планируется внедрить в вертолетном парке ГТЛК. Сейчас компания ведет об этом переговоры с эксплуатантами. Реализация проекта намечена на весну 2019 года.
Риски на водном транспорте будут ниже
Система мониторинга водного транспорта, которую внедряет ГТЛК, во многом схожа с системой для авиапарка. Она также потенциально может считывать информацию о техническом состоянии судов, однако на данный момент через нее отслеживается в основном факт работы кораблей и паромов. Для этого система фиксирует прохождение ключевых точек и выдает предупреждение в случае нарушений, например, если судно стоит на месте дольше заданного времени.
Но есть в информационной системе управления водным транспортом ГТЛК и свои особенности. Главная из них в том, что программа отслеживает проект не с момента передачи судна лизинговой компании, а раньше — начиная с момента проектирования.
Проекты по лизингу водного транспорта часто начинаются, когда судна еще нет. При этом строительство занимает от одного года и больше. ГТЛК не является производственной компанией, но мы помогаем судостроению. Наша информационная система по водному транспорту позволяет раскладывать график производства судна и отслеживать этапы работ. Таким образом, мы можем контролировать процесс строительства и управлять рисками: если случится отставание от плана, мы узнаем, на каком этапе его можно наверстать, каковы варианты развития ситуации. В целом с внедрением цифровых технологий проектная система будет более сбалансированной, потому что мы передвигаем управление рисками с конечного этапа строительства в его начало. Конечно, далеко не всем судостроительным предприятиям нравится дополнительный контроль, но многие понимают, что только повышая прозрачность и надежность производственных процессов, можно развивать отрасль.
Игорь Ивашин, заместитель директора департамента по работе с клиентами ГТЛК
Начать внедрение системы планируется в 2019 году на судостроительном заводе «Красное Сормово». Также ГТЛК ведет переговоры с «Невским ССЗ».
Вагоны под контролем
Но самым крупным проектом цифровизации по размеру охвата можно считать внедрение системы мониторинга на железнодорожном подвижном составе ГТЛК. Компания обладает парком из 75 000 вагонов. И по каждому из них нужно отслеживать не только состояние отдельных деталей, но и данные об их передвижении. А в месяц один вагон может проходить до 1000 станций. Затраты на обработку такого объема информации в ручном режиме огромны, а вероятность ошибки достаточно высока. И именно поэтому в этом сегменте автоматизация процессов имеет большое значение.
ГТЛК ведет учет отдельных деталей по каждому вагону, поскольку РЖД выдвигает жесткие требования по транспортной безопасности, и мы обязаны отслеживать техническое состояние всего подвижного состава. В то же время большое количество обрабатываемой информации связано с арендной платой, которая оплачивается за фактически отработанное вагонами время. За сутки один вагон может пройти до 30-40 станций, за месяц — до 1000. Отметки о прохождении каждой станции фиксируются в системе РЖД «МЦ-Слежение».

Чтобы рассчитать стоимость аренды, мы запрашиваем такую же информацию о передвижении вагонов у клиента, а затем сверяем с версией РЖД и нашими эксплуатационными графиками. Очень часто при этом есть расхождения в данных, которые влияют на стоимость аренды. И так по каждому из 75 000 вагонов. На обработку такого колоссального объема информации сейчас уходит до полутора месяцев. Но с января 2019 года сверка данных будет проводиться в автоматическом режиме и несколько часов, плюс два-три дня потребуется на согласование результата с клиентом и выставление счетов. Решение позволит не только повысить качество взаимодействия с клиентами, но и минимизировать вероятность ошибок при сверке информации
Анастасия Халилова, руководитель дирекции железнодорожного транспорта ГТЛК
Автоматизация мониторинга вагонов также поможет ГТЛК выявлять факты нарушений условий лизинговых договоров. Например, пересечение государственной границы: при прохождении вагоном определенных станций система будет выдавать предупреждения.
Дальнейшие планы
Внедрение цифровизации поспособствует получению цифровых решений для сбора, очистки и анализа эксплуатационных данных на основе цифровой платформы «интернета вещей». А также сбору технических данных и экономической информации по всему парку ГТЛК. Компания получит удобный инструмент контроля за финансовым состоянием лизингополучателя и сможет эффективно управлять большой частью рисков.
Сформировав такую систему, в перспективе ГТЛК сможет создать единую федеральную систему мониторинга лизингового имущества, которая обеспечит автоматизацию процесса сбора и систематизации информации о предметах лизинга на территории России с использованием «сквозных технологий».
Читайте также