совместная работа
ГТЛКНа главную
Новые технологии решают старые проблемы:
как транспорт становится быстрее, удобнее, надёжнее
Ещё несколько лет, и цифровые технологии преобразят транспортную индустрию. Уменьшится число аварий, общественный транспорт перестанет опаздывать, а грузы будут доставляться быстрее — и все это почти без участия человека. Нагрузка на окружающую среду снизится благодаря большей экологичности автомобилей, самолетов и других средств передвижения.
Чем эффективнее будет работать транспорт, тем быстрее будет развиваться страна. Поэтому модернизация транспортной отрасли — ключевая задача государств, в том числе и России. В последние годы все больше отечественных транспортных компаний используют современные технологии в своем бизнесе.
Индустрия 4.0 в транспортной отрасли
Мир стоит на пороге «четвертой промышленной революции» — массового применения таких технологий, как интернет вещей, роботизация, искусственный интеллект, большие данные и других. Транспортная отрасль преобразится быстрее других благодаря тому, что некоторые технологии в ней применяются давно.
Например, игроки рынка активно используют системы мониторинга транспортных средств. Они помогают предотвращать поломки, приводящие к авариям и простоям. Популярны аналитические инструменты, способные обрабатывать большие объемы данных и делать на их основе точные прогнозы.
Такие технологии оптимизируют работу, повышают качество перевозок и даже уменьшают расход топлива. Все они работают автономно и в реальном времени, не требуя дополнительных расходов и контроля со стороны людей.
По данным исследования, проведенного Accenture Consulting совместно с Всемирным экономическим форумом, благодаря цифровизации в транспортной отрасли повысится общее качество жизни и производительность труда. Экономический эффект составит $2,4 трлн к 2025 году.
Внешний контроль: новые системы мониторинга
Главная технология, которая помогает следить за перемещениями и работой транспорта, — телематика. Она объединяет телекоммуникационные и информационно-коммуникационные инструменты (в том числе спутниковые). В транспортной отрасли её задача — точно отслеживать расположение транспортного средства и его движение по маршруту. По данным Allied Market Research, рынок телематических сервисов к 2020 году вырастет до $61,8 млрд.
Если установить такую систему мониторинга на грузовике, она будет собирать, хранить и отсылать информацию об особенностях его движения, скорости и, самое главное, отклонениях в поведении. Где при этом находится машина, не важно. Программа будет отправлять данные даже в условиях Крайнего севера и сразу в виде объединенного отчета.
Эта информация помогает компаниям придумывать более прибыльные и безопасные способы использовать транспорт. Какие маршруты оптимальные? Как эффективно поменять режимы работы водителей? Не сливают ли они топливо и не вскрывают ли груз? Все это легко понять с помощью систем мониторинга. Становится проще предотвращать аварии, которые случаются, когда водители устают или нарушают правила дорожного движения.
На разных видах транспорта спутниковые системы мониторинга заменяют менее точные технологии. В отличие от эхолокационных приборов на судах спутник обнаруживает корабли не только в любой точке мира, но и при любых погодных условиях. Кроме того, он предотвращает столкновения судов, которые внезапно оказались на одном курсе. А глобальные системы связи автоматически определяют, есть ли у корабля технические проблемы, и посылают сигнал бедствия с точным месторасположением судна.
Телематические сервисы хорошо интегрируются с GPS, компьютерами и мобильными системами, пользоваться которыми могут даже непродвинутые пользователи. У многих сервисов есть несложные веб-приложения.
Внутренний контроль: промышленный интернет вещей и прогнозные системы
Инструменты промышленного интернета вещей контролируют внутреннее состояние автомобилей, кораблей, самолетов и поездов. Это направление развивается стремительно — объем мирового рынка промышленного интернета вещей, по отчету Market Research Engine, к 2022 году превысит $176 млрд. Транспортная отрасль осваивает его особенно активно: прогнозируется, что в 2019 году в ней будет больше 80 млн соединенных между собой устройств.
В основе технологии промышленного интернета вещей — множество «умных датчиков», установленных внутри транспортных средств и взаимодействующих друг с другом. Они регистрируют огромное количество данных о состоянии и работе механизмов. С помощью этой информации производители транспортных средств оперативно находят серийные недостатки, а транспортные компании отслеживают работу эксплуатируемых средств. Так они находят отклонения от нормы, которые, если их вовремя не устранить, приведут к незапланированным сбоям и авариям.
Множество «умных датчиков», установленных внутри транспортных средств, находят серийные недостатки, отклонения от нормы, которые могут привести к незапланированным сбоям и авариям.
Поломки можно и предотвращать, если использовать промышленный интернет вещей в связке с другими технологиями — аналитики и прогнозирования, машинного обучения и облачными сервисами. Вместе они могут обнаружить, что детали транспортного средства необходим ремонт или она износилась настолько, что требует быстрой замены. Все это позволяет экономить огромные средства. Ведь деталь заменяется не тогда, когда положено по правилам (то есть обычно раньше истечения реального срока эксплуатации), и не тогда, когда она уже сломалась (и наносит огромный ущерб из-за простоя всего механизма). Ремонт и замена происходят именно тогда, когда того требует износ. Соответственно и амортизация рассчитывается гораздо более адекватно. Это и экономично, и удобно как транспортным, так и лизинговым компаниям.
Причем современные системы аналитики способны учитывать технологические особенности транспорта. Например, каждую модель вагонов и поездов они оценивают индивидуально — с точки зрения возраста, истории эксплуатации и особенностей технологий. Это позволяет планировать профилактический ремонт с учетом специфики железнодорожной отрасли.
Цифровизация и перестройка транспортной отрасли в России
В стране с такой гигантской территорией, как Россия, эффективная работа транспорта принципиально важна — рост экономики без этого попросту невозможен. По оценкам специалистов «Центра стратегических разработок», развитие транспортной системы может увеличить годовые темпы роста ВВП на 1%. Учитывая, что в последние годы российский ВВП растет не более чем на 2% в год, это огромная прибавка. Это плюс 10,5% ВВП за 10 лет.
В транспортной отрасли средний уровень цифровизации российских компаний в 2017 году составлял 9,5%. Стремясь к оптимизации работы, крупные перевозчики (прежде всего государственные) в последние годы разрабатывают комплексные стратегии по цифровизации. Для начала они создают единые IT-системы для работы с клиентами. Например, автоматизируют покупку билетов или заказ перевозок. «Аэрофлот» еще в 2015 году через сайт и мобильное приложение продал билетов на 99 млрд рублей, а в 2016 году — уже на 130 млрд рублей. Первой в авиаотрасли России эта компания внедрила систему с использованием больших данных для предоставления клиентам более качественных услуг: например, заказа бесплатного питания или провоза негабаритного багажа.
Другой пример — РЖД. С помощью систем мониторинга и аналитики компания регистрирует данные о состоянии транспортных средств и предотвращает внештатные ситуации. А в 2016 году в РЖД утвердили проект «Цифровая железная дорога». Предполагается создать единую цифровую систему, которая упростит организацию перевозок. Она объединит IT-инструменты, которые будут осуществлять коммуникацию между транспортными средствами, управлять их движением, инфраструктурой и потоком пассажиров. Еще компания создает портал «Попутчик», через который пассажиры онлайн смогут заказывать транспортные услуги, и обсуждает возможность сотрудничества с производителями беспилотных поездов.
Другие компании из транспортной отрасли также внедряют средства мониторинга. Например, ГТЛК в 2019 году начнет собирать данные о парке техники, переданной в лизинг. Платформа мониторинга усилит контроль за эксплуатацией техники, получит удобный контроль за финансовым состоянием лизингополучателя и сможет эффективно управлять большой частью рисков. ГТЛК в реальном времени будет узнавать о местоположении устройств, проверять технические показатели и даже отслеживать просрочки в лизинговых платежах. В дальнейшем компания планирует создать единую федеральную систему мониторинга лизингового имущества, которая обеспечит автоматизацию процесса сбора и систематизации информации о предметах лизинга на территории РФ с использованием «сквозных технологий».
Платформа мониторинга усилит контроль за эксплуатацией техники, получит удобный контроль за финансовым состоянием лизингополучателя и сможет эффективно управлять большой частью рисков.
Несмотря на усилия транспортных компаний, быстрой цифровизации в России мешает отсутствие правовой базы и единых стандартов, недостаток инвестиций и технической экспертизы. К тому же не вся территория страны оснащена современной коммуникационной инфраструктурой.
На государственном уровне эту проблему планируют решить с помощью реализации программы «Цифровая экономика», принятой в 2017 году. Она охватывает разные отрасли экономики, в том числе транспорт. В частности, Министерство транспорта РФ планирует создать единую цифровую платформу транспортного комплекса (ЕЦПТК). Она объединит грузоперевозчиков и их клиентов. Пользователи смогут в реальном времени следить за грузом и получать необходимые документы (те же накладные) в электронном виде и оформленными по всем правилам.
Предполагается, что внедрение платформы снизит издержки участников рынка. ЕЦПТК будет создана на основе отечественных систем вроде «Платона». Механизм сбора платы в «Платоне» уже использует технологии интернета вещей, систему спутникового мониторинга ГЛОНАСС и инфраструктуру РЖД. В пробном режиме ЕЦПТК планируют запустить в 2019 году, а в 2022 году она полноценно заработает по всей стране.
Читайте также